Сатанинская «троица»: красный великан, олицетворяющий ад, держит
на коленях сатану, а тот – Иуду.
На иконе «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками» второй половины XVI в. у красного великана, держащего на коленях сатану с Иудой, голова расходится надвое, образуя раскрытую пасть зверя. У этого чудовища по одному глазу на каждой челюсти (если смотреть на них в профиль) или по два глаза, если мысленно повернуть их анфас (в этом случае каждый из глаз великана окажется вторым глазом чудовища, вырастающего из его головы). Этот мотив, с различными вариациями, встречается на многих изображениях XVI–XVII вв. На московской иконе «Воскресение — Сошествие во ад» начала XVII в. на гигантской голове Ада, помимо «главного» лица с усами и бородой, изображено множество глаз, так что большая голова распадается на целый ряд лиц, повернутых то анфас, то в профиль. Череп Ада срезан, и из этого отверстия или чаши (здесь нет никаких звериных мотивов) вереницей тянутся фигуры избавленных праведников в белых саванах.
Фрагмент иконы «Воскресение – Сошествие во ад» второй половины XVI в. (ВСМЗ. Инв. № В-6300/2755).
Текст и фотография взяты из книги Дмитрия Антонова и Михаила Майзульса "Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа".